Крест
Покайтесь, ибо Господь грядет судить
Fr.Oleg Molenko - о.Олег Моленко. Толкование Апокалипсиса - tolkovanie.com
Главная страница сайта Печать страницы Персональный видеоканал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы   К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице
Добавить в закладки:
ВКонтакт Facebook Twitter Blogger Livejournal Яндекс Mail.Ru Одноклассники Google+

Отец Олег (Моленко)

ТОЛКОВАНИЕ 3-ЕЙ ГЛАВЫ ПОСЛАНИЯ К ЕФЕСЯНАМ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА

 

Еф.3:
1 Для сего-то я, Павел, сделался узником Иисуса Христа за вас язычников.
2 Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас,
3 потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко),
4 то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой,
5 которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым,
6 чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования,
7 которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его.
8 Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия -- благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово
9 и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом,
10 дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия,
11 по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем,
12 в Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него.
13 Посему прошу вас не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава.
14 Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа,
15 от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле,
16 да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке,
17 верою вселиться Христу в сердца ваши,
18 чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота,
19 и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею.
20 А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем,
21 Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь.

 

 

1 Для сего-то я, Павел, сделался узником Иисуса Христа за вас язычников.

 

«Для сего-то» – чтобы осознать для чего именно Павел сделался узником Иисуса Христа нам должно вернуться назад и посмотреть.

 

Еф.2:
19 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу,
20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем,
21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,
22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.

Мы видим, что он сделался узником для того:

  • чтобы призвать ко Христу людей из язычества;
  • чтобы и язычники, находившиеся долгое время во тьме демонослужения стали своими Богу и согражданами святым;
  • чтобы утвердить обращенных из язычества в вере и жизни по вере на основании Апостолов и пророков, положив в основания новой жизни с Богом самый прочный и незыблемый краеугольный камень – Иисуса Христа;
  • чтобы согласно Божьему промыслу строить из людей здание, святый Божий храм и жилище Богу, в котором и бывшие язычники устрояются Духом Святым.

Вот почему Павел выделяет в конце - за вас язычников – чтобы указать на особенность своего служения обращенного по воле Бога именно к язычникам. Святой Апостол Павел напоминает Ефесянам, что они обращены из язычников. Они уже были крещены, вошли в Церковь Христову и были христианами, а Павел говорит им: «за вас язычников». Для чего? Для того, чтобы поведать им тайну домостроительства Божьего в отношении язычников. Далее Павел нисколько не стесняясь и избегая ложного смирения говорит правду Божью о своем личном участии в этом домостроительстве Божьем. У каждого христианина есть свое назначение в Божьем домостроительстве, но далеко не каждый поставлен так высоко и имеет такое огромное значение, как Апостол Павел. Желая поведать правду о его участии в деле Божьем, Павел для описания своего участия подбирает удивительное слово - узник Иисуса Христа! Он утверждает, что сделался узником Иисуса Христа, причем за язычников, в том числе и за вас Ефесян. Здесь под узником можно разуметь два значения. В первом значении мы должны понимать, что Павел указывает на свою любовь ко Христу. Он настолько любит Христа, настолько к Нему привязан, что образ узника привязанного цепями к своей темнице вполне уместен. Только Павел был привязан соузом (так правильно говорить это слово, которое в обиходе стало звучать, как «союз»; а корнем этого слова является «узы») любви к Свету, а не ко тьме! Под вторым значением должно разуметь то, что ради проповеди Христа Павел реально стал тюремным узником и годами находился в различных темницах, откуда не переставал проповедовать.

Здесь возникает естественный вопрос: почему Павел говорит, что он сделался узником Иисуса Христа? Почему узником? Ведь он мог написать «служителем Иисуса Христа». А если он хотел подчеркнуть свои страдания за Христа переносимые в узах – а он много сидел в тюрьмах за проповедь Евангелия Царства – то мог бы написать «узником ради Иисуса Христа». Чтобы лучше понять мысль Павла обратимся к другому его Посланию, где он шире раскрывает свою мысль о своем узничестве.

 

2 Тим.1:
«8 Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога,
9 спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен,
10 открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие,
11 для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников.
12 По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день».

Мы видим, что в этом обращении к своему ученику Тимофею Павел сразу связывает свидетельство Господа Иисуса Христа и свое узничество. Он призывает Тимофея не стыдиться ни свидетельства Господа Иисуса Христа, ни его – узника Христа, но призывает Тимофея страдать силой Бога с благовестием Христовым. В сознании Павла страдания проповедника Христового и благовестия Христового связаны неразрывной связью.

Здесь возникает вопрос, а можно ли проповедовать Христа без страданий и уз? Теоретически можно ответить, что в принципе такое возможно, если так Богу угодно. Но практически такое невозможно по нескольким причинам.

Во-первых, проповедь Евангелия Царствия и благовествование о Христе Боге вызывает ожесточенное сопротивление у духов зла и сынов противления. А это сопротивление не может не обернуться для благовестников лютым преследованием, приносящим им скорби, гонения, лишения, узы и прочие страдания вплоть до мученической кончины за Христа. Из этих страданий и состоит личный крест всякого истинного благовестника, который Господь Иисус Христос заповедал взять и нести по жизни идя за Ним.

Во-вторых, наш Господь Бог, Спаситель, Искупитель, Царь, Первосвященник, Судья и Учитель Иисус Христос Сам явился первым Страдальцем за дело благовествования, искупления и спасения рода человеческого. Проповедовать Страдальца и принесшего Себя в Жертву Агнца без страданий, а тем более с комфортом богонеугодно и аморально!

В-третьих, ничто так не соединяет проповедника Христа с Ним, как соучастие в страданиях ради Него переносимых! Христос не радуется страданиям Своих Апостолов, проповедников и благовестников, но радуется их послушанию, жертвенности и нелицемерной любви к Нему и людям. Этим они не только преискренне уподобляются Ему, но и получают от Него великую награду на небесах! Эту особую награду и особое расположение Христа нельзя никак иначе заслужить, как страданиями за Него и дело благовестия. Апостол Павел, которого Господь призвал из гонителя, получил познание этого духовного закона сразу из уст призвавшего его Христа:

Деян.9:
«15 Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми.
16 И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое».

Господь показал Павлу сколько он должен пострадать за имя Христа и возвещение этого Имени перед народами. Павел уразумел эту истину Христову и тайну страданий за Христа. Он мужественно отдался попускаемым ему Богом страданиям, научая этой тайне своих учеников и всех христиан вообще.

Помимо разных духовных плодов, страдания за Христа и Его благовестие решительно разделяют и отделяют разных лжецов, притворщиков и лицемеров, пытающихся устроить себе комфортную жизнь на почве проповедничества Христа и паразитирования на Его Церкви. Конечно не все страдания принимаются Богом и могут служить признаком истинности проповедника, но без страданий истинного проповедника быть не может. Если, например Апостол Павел писал: 1 Тим.3, 1: : «Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает», то имел ввиду страдания и мученическую смерть епископа за Христа, а вовсе не почетное положение епископа среди христиан. Впоследствии, когда массовые гонения на христиан прекратились, извратилось понимание этих слов Павла о епископстве. Положение епископа стало безопасным, почетным и возвышенным, что привлекло к нему много различных проходимцев, лицемеров, корыстолюбивых притворщиков, властолюбцев и прочих любителей сытой и легкой жизни. Апостол Павел провидел это грядущее внутреннее падение и потому всячески утверждал своих учеников и последователей в страданиях за Христа, являя пример в самом себе. Он настолько свыкся с мыслью и желанием страдать за Христа, носить на своем теле Его раны, терпеть за него тюрьмы и узы, что стал в самом положительном смысле именовать себя узником Иисуса Христа! Узами своих страданий Павел навсегда, навечно привязался к Первому Страдальцу за Божье домостроительство! Этому мы должны старательно учиться у него. Терпя страдания мы будем входить в понимание и искренее сопереживани страданиям Христа. Сораспинаясь Христу, мы будем более и более соединяться с Распятым ради нас и нашего ради спасения Христом! Другого пути соединения со Христом для нас нет! Но это путь прекрасный и блаженный! Ведь призывая имя Страдальца Христа в иисусовой молитве, мы обрекаем себя на страдания ради Его имени. Успех в этой молитве без страданий и боли невозможен!

 

2 Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас,

 

Апостол Павел напоминает обращенным из язычества христианам Ефесса то, что они уже слышали о домостроительстве благодати Божией данной Павлу для них и ради них. Он называет благовествование и дело спасения людей домостроительством благодати Божией. Домостроительство осуществляется со стороны Бога и осуществляется благодатью Божией. Благодать же Божья для этого домостроительства в отношении язычников обращенных и обращаемых ко Христу дана была именно Павлу. Таким образом Павел подчеркнул, что домостроительство благодати Божией осуществляется Богом через особых Богом избранных людей, и в частности для Ефесских христиан, через него. Дальше он развивает эту мысль, дополняя её существенными подробностями.

 

3 потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко),

 

Здесь Апостол указывает на способ привязывания избранного Богом человека к делу домостроительства. Таким способом является возвещение Богом для Своего избранника тайны (тайн) посредством откровений. Далеко не всякий даже освященный благодатью Божией человек способен на общение с Богом на том самом высоком уровне, на котором Бог может передавать человеку Свои откровения. Савл, переделанный явлением Христа Бога в Павла, явился самым подходящим «инструментом» или «органом» для получения божественных откровений и тайн, необходимых для осуществления дела Божьего домостроительства в отношении язычников. Такие подходящие для дела Божьего люди появляются крайне редко. Даже среди Апостолов Христовых и очевидцев служения Христа не все подходили для того высочайшего служения, каким является принятие и усвоение божественных тайн посредством откровений от Бога. Кроме Павла лишь Апостол Иоанн Богослов был изрядным тайновидцем, в чем он превосходил всех прочих Апостолов, включая божественного Павла. Человек, получающий от Бога через откровения возвещение Божьих тайн не является слепым и безучастным орудием Бога. Напротив, избранный для этого дела человек сам по себе должен быть настолько духовно устроен, организован, усовершен и неповторимо своеобразен именно для предназначенного ему Богом дела, чтобы он мог самостоятельно разрешать сложнейшие вопросы и задачи Божьего домостроительства. Не зря же великий вселенский учитель покаяния святитель Иоанн Златоуст говорил: «Покажите мне второго Павла»! Вот почему Павел и пишет Ефесянам (а в их лице и нам христианам последнего времени):

 

4 то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой,

 

Обратите внимание на то, что Апостол предлагает для усмотрения разумения тайны вдумчивое чтение. На слух божественные тайны не усвоишь. Затем Павел говорит об усмотрении его разумения тайны Христовой вдумчивым читателем, ибо усмотреть такое разумение это уже велико. Уразуметь же тайну дано одному Павлу и именно он должен донести её тем, кому Бог дарует через него это разумение.

 

5 которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым,

 

Здесь Апостол подчеркивает на уникальность положения христиан. Эта уникальность проявляется в том, что именно им открыта тайна Христова, которая не была открыта прежним поколениям сынов человеческих. Но тайна эта открыта сынам человеческим не на прямую, а через избранных Богом Апостолов и пророков, которые были способны принять эту тайну и донести её разумение остальным христианам. Тайна Божьего домостроительства многосоставная. Различные её части открывались Богом разным Апостолам и пророкам. У каждого Апостола и пророка Божьего была своя неповторимая часть тайны и только у Иоанна Богослова была полнота ведения тайны Божией. После него в большей мере эту тайну разумел Апостол Павел, особенно в отношении промысла Божьего о язычниках.

 

6 чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования,

 

В этом стихе божественный Павел подчеркивает важную для обращенных из язычества людей мысль, что Божьей милостью и его служением язычники стали сонаследниками вечной жизни заслугами Христа и составляют теперь одно тело с Божьим народом принявшим Христа. Теперь для нас эта истина выглядит самоочевидной и непререкаемой, но во времена Павла ему приходилось приложить много труда, чтобы убедить христиан из числа израильтян, в том числе и брата Христа по плоти Иакова (первого епископа Иерусалима) принять эту истину. Между христианами израильтянами и христианами из язычников существовало большое напряжение в их отношениях, что отразилось и на отношениях между Апостолами Павлом и Иаковом. Только авторитет, твердость, благоразумие и организаторские способности Апостола Петра сцементировали накрепко основание первой Церкви Христовой. Благодаря Петру, Церковь Христова избежала угрозы Её раскола по линии израильтяне-язычники. Не зря Христос провидя качества Петра – Камня - положил его в основание Своей Церкви. Потому Он и назвал Симона Петром (Камнем). Трудами Первоверховных Апостолов Петра (организатора и удерживателя устойчивости Церкви) и Павла (мудрослова и возвещателя тайны Христовой) язычники не только вошли в одно Тело Христово – Церковь, но стали сопричастниками всех обетований принесенных нам Христом. Если тайны Божьи возвещаются откровением от Бога единицам от века избранным Им людей, то их разумение и обетования Божии передаются прочим людям посредством благовествования. Благовествование иначе именуемое с греческого языка Евангелием или Евангелием Царства это Божий дар всем людям, но доносят его им единицы Богом избранных сосудов Его благодати и силы!

Из-за возникшего стараниями сатаны и бесов его раскола Церкви Христовой на Восточную Православную и отступническую Западную, именуемую «Римо-католической» возникло неправильное понимание слов Христа сказанных в адрес Петра:

 

Мф.16:
«16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты -- Христос, Сын Бога Живаго.
17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;
18 и Я говорю тебе: ты -- Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;
19 и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».

К этому в другом месте Христос добавил в отношении функции Петра в Церкви – опорности, твердости, стабилизационности, уравновешиванности:

 

Ин.1:
«40 Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.
41 Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос;
42 и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты -- Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)».

Кроме важных для Церкви указанных выше качеств Петра, Господь во время Своего третьего явления по Своем воскресении в беседе с Петром и бывших с ним Апостолов поставил его пасти Своих овец и агнцев. Пасение овец Христовых и благовествование Евангелия это не одно и тоже. Каждому из этих важных для спасения людей служений нужны соответствующие качества и дары Божии. Петр более других Апостолов подходил в пастыри Церкви, а Павел – в благовестники. Если Павел превосходил Петра в разумении тайн Божьих и в возвещении их людям, то Петр превосходил Павла в организаторских способностях, без чего Церковь не может жить уравновешенно и спокойно. Петр дополнял Павла, а Павел – Петра. Вместе они организовали богоугодную жизнь Церкви Христовой, отчего справедливо стали называться Первоверховными Апостолами,выделяясь этим наименованием от всех прочих Апостолов Христа (исключая Первоверховного над Первоверховными Иоанна Богослова). Итак, мы видим, что в созидании Своей Церкви-Тела Христос использует от века избранных Пресвятой Троицей уникальных личностей, которые единственно были способны выполнить нужную Богу часть Его домостроительства. Если родить Христа Бога могла только избранная для этого Пресвятая Дева Мария, стать основанием Церкви только божественный Петр, то благовествовать и возвещать язычникам тайну Христову мог только божественный Павел.

Вернемся к личности Петра и к словам Христа в Евангелии от Матфея сказанные Им в адрес Петра. В отношении этих слов существует два вида искажения их правильного понимания. Причем одно искажение, исповедуемое отступившей от истины и благодати Римо-католической церкви, родило противоположное исажение в православной церкви, как реакцию на католическое искажение. У римокатоликов на основнии неправильного толкования слов Христа возник примат папства и еретичный «догмат» о непогрешимости любого папы Римского только по той причине, что он наследует седалище Апостола Петра. Католические горе-богословы автоматически переносят слова Христа сказанные только Петру на всех без исключения формальных наследников его кафедры. Но Христос говорил обетование о Церкви именно Петру опираясь на личные качества именно Петра! Перенос этих слов сказанных Христом Петру на других людей недопустим и невозможен. Петр был и есть в Церкви один! Наследовать ему могут и другие, но заменить – никто! Тоже касается и Апостола Иоанна Богослова, Павла и прочих первых Апостолов и очевидцев Христа. Важность места Петра в Церкви и поставленной ему Христом задачи можно увидеть из нижеследующих слов Христа:

 

Лк.22:
«31 И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу,
32 но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих».

Мы видим дивную заботу и непосредственное участие Христа через Свою всемощную молитву к Богу Отцу о неоскудении веры у Петра. Петр так важен был Христу в деле Его домостроительства и созидания Церкви, что Христос заранее позаботился о прикрытии его немощи в самом его слабом месте – колебаний в вере. Оставив Петра наедине с его немощью и попустив ему тройное отречение от Себя, Христос уврачевывал эту немощь Петра, провидя его искреннее обращение и покаяние, что отражено в словах «и ты некогда обратившись». Слова же Христа «утверди братьев твоих» - т.е. прочих Апостолов и учеников Христа – говорят нам о незаменимых качествах Петра в деле управления братьями, которые Христос и использует в деле созидания Своей Церкви на земле сущей. Никто другой не смог бы так успешно решить эту сложнейшую задачу утверждения и стабилизации первой Церкви.

Если римокатолики использовали личность Петра и обетования данные лично ему Христом ложным механическим переносом их на другие лица, то православные богословы справедливо возмущаясь этим в полемическом задоре уклонились в другую крайность. Они умалили значение личности Петра в Церкви Христовой, сведя все его заслуги к среднестатистической вере (как у Петра) и его епископству являемому в епископах Церкви вообще, а не в лице первенствующего епископа Рима. Получилось, что в замен одной ошибки они поставили другую ошибку – вместо единичного папы коллектив сменяющих друг друга епископов, т.е. своего рода коллективного папу сменяющегося во времени в лице всех епископов Церкви, которые веруют и исповедуют как Петр. Но на самом деле, как никакой наследник Петра на его кафедре не мог заменить самого Петра, так и все прочие епископы Церкви вместе взятые тоже не могли это сделать. Они все вместе могли продолжать делать дело Петра и прочих Апостолов Христа, но не могли заменить собой ни его, ни их!

Вторая попытка растолковать это место (Мф.16, 16-19) православными богословами свелась к правке понятия слов употребленных Христом. Они стали утверждать, что дескать Христос в данном случае похвалил не Петра, а его веру в Него, и его исповедание Христа Сыном Божьим и Богом. Это объяснение более изящное, чем у римокатолических толкователей и соответствует истине, которая отражает тот факт, что в основании Церкви положена вера в божественное происхождение Христа, что Он есть истинный Сын Божий пришедший через рождение и вочеловечивание на землю. Однако в такой интерпретации, с которой невозможно спорить или возражать, существует неправильность. Она проявляется в искусственном отрыве истины об основании Церкви на вере в Божественность Христа от личности Петра, который первый исповедал эту веру вслух других Апостолов в присутствии Самого Христа. Христос такого разделения не делал, ибо вера не может существовать сама по себе, но только через имеющих ее людей. Заслуга Петра в очах Христа была не только в том, что он исповедал Его Богом, не только в том, что он первым из людей так Его исповедал, но преимущественно в том, что Петр вместе с этим исповедыванием сам по себе и совокупности своих качеств и способностей, как конкретная живая личность был самым подходящим для основания Церкви Христовой на нем! Вначале был Петр, а затем он из себя исповедал свою богоугодную веру. Вот почему отделять Петра от его веры и прочих его качеств, а его веру от него ошибочно и недопустимо! Посмотрим внимательно еще раз, что и как сказал ему Христос:

- блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;

Здесь Христос ублажает именно Симона сына Ионина, переименованного Им в Петра во всей его цельности и неповторимости, а не его веру и исповедание. Христос отмечает удивительную связь Петра с Его Отцом Небесным. Петр был такой сильной духовной личностью, что сумел войти в связь с небесным Богом Отцом и был способен получить от Него откровение о Божественности Христа! Христос восхвалеяет именно Петра и именно за то, что он сумел получить откровение от Бога Отца! Вера Петра в Божественность Христа была следствием этого откровения.

- и Я говорю тебе: ты -- Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;

И здесь мы видим, что Господь говорит обетование прямо Петру, а не о его вере: «ты – Петр (т.е. камень подходящий быть положенным в основании земной Церкви Моей. Я Христос Сам являюсь краеугольным Камнем Своей Церкви – ибо нет другого для нее Основания, но я нуждаюсь и в тебе Петре, ибо я ухожу к Отцу, а ты остаешься пасти Моих овец и укреплять братию. Почему врата ада не одолеют Мою Церковь? Потому, что Я Сам непрестанно храню Её и опекаю, и Дух Святой посланный Мной от Отца управляет Ею, а также Я Сам от века избрал для Церкви столбов Её – подходящих из всех людей сильных и непотворимых в своем качестве духовных личностей, которые смогут сохранить Мою Церковь от всех нападок сил ада и зла невредимой. И ты Петр есть один из них.), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее».

- и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах

Если заменить Петра, как основание Церкви Христовой на земле никто не может, то получить от него ключи от Царства Небесного возможно тем служителям Божьим, которым Бог это благословит. Его власть связывать и разрешать тоже может быть передана его преемникам в лице всех истинных священнослужителей Христовых. В этом Петр был первым, но не уникальным и не единственным, иначе бы ему было бы необходимо все время пребывать на земле и окормлять Церковь. Но эту миссию Господь возложил не на Петра, а на Иоанна Богослова. Петру была обетована мученическая смерть за Христа и исход из этой жизни на Небо в Царство Христово, что и произошло в свое время. Однако Церковь Христовая – Одна, Святая, Соборная и Апостольская - основанная на краеугольном Камне Христе и созданная на камне Петре продолжала и продолжает свою спасительную миссию на земле, вводя своих смиренных, послушных и покаявшихся чад в Царство Небесное, прощая властью Христа грехи кающимся и связывая их у сынов противления.

Веренемся к Апостолу Павлу и его Посланию к Ефесянам.

 

7 которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его.

 

Здесь Павел говорит о своем благовествовании, что он сделался (волей Божией и своим качеством) служителем этого благовествования по дару благодати Божией. Но для такого великого и очень трудного служения не достаточно иметь дар Божией благодати и призвание Божие, но необходимо еще иметь действующую в благовестнике силу Божию. Апостолу Павлу дана была необходимая огромная сила Божия для его сверхтрудного служения.

 

8 Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия -- благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово
9 и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом,

Павел справедливо причисляет себя к сонму всех святых, но по своему смирению ставит себя самым меньшим из них. Это не объективная оценка положения Павла, а его видение себя для себя, согласное правде Божией. Конечно, и Бог, и Церковь, и мы вслед за ней видим Павла высоко стоящим в иерархии святых. Если человек действительно милостию Божией свят, то осознание этого и причисление этим человеком себя, пусть даже последним, к сонму святых есть дело естественное, реальное и богоугодное. Святой человек не может лгать на истину и говорить ложь – т.е., что он не святой. Любая ложь происходит от отца лжи диавола и удаляет лжеца от Бога, а благодать Божью от солгавшего человека. Павел не только считал себя меньшим всех святых, но и извергом, ибо когда-то в безумии из ложной ревности гнал Церковь. Тем не менее он не лгал, но свидетельствовал не только о своем преступлении, согрешении и ошибках, но и о преизобилующей в нем благодати Божьей, а также о силе Божьей и дарах Божьих явленных в нем и через него.

Такое сочетание смиренного видения себя и действительного положение себя в Церкви, с трезвым осознанием имеющейся благодати и даров Божьих является естественным для любого смиренного чада Церкви. Апостол Павел очень хорошо сочетает личное смирение и божественную благодать, которую он имел от Бога для дела благовествования и соучастия в Божьем домостроительстве. Почитая себя найменьшим из всех святых, он, тем не менее, ясно и открыто свидетельствует другим верным о великой благодати пребывающей в нем – благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово. Это богатство включает в себя все божественное, что Бог заслугами Христа предложил принявшим веру во Христа людям. Оно безгранично и неисследимо, и его можно только вечно познавать и проживать. А вот открыть то, в чем состоит тайна Божьего домостроительства Павел был обязан всем. Эта тайна от вечности была сокрыта в Боге, и вот наступило то блаженное время, когда Бог через избранного Им Павла начал открывать эту тайну всем. Павел много и плодотворно потрудился в деле раскрытия этой великой и дивной Божьей тайны, но смог открыть её лишь отчасти. Процесс откровения этой тайны шел и идет во всей истории Церкви, и он идет через Богом поставляемых на каждое время людей. В какое-то время этих людей бывало больше, в какое-то меньше, но они были и есть всегда, ибо этот священный процесс остановить нельзя. Есть они и в наше страшное отступническое время. Павел ясно донес до нас тайну Христоцентричности в Церкви. Солнцем в Церкви и духовном мире является именно Иисус Христос. Бог все делал и создавал Иисусом Христом. Вот почему Он – Иисус Христос Сын Божий - есть для нас Путь, Истина и Жизнь, или Христос для христианина есть все.

Когда мы говорим, что Павел должен был открыть тайну Христового домостроительства всем, то имеем ввиду не только людей, но и святых Ангелов. Именно об этом он говорит в нижеследующих стихах:

 

10 дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия,
11 по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем,

Мы видим, что по мысли Павла именно ныне – т.е. со времени появления Церкви Христовой - начальствам и властям (так Апостол перечисляет разряды ангельских чинов) на небесах соделалась известною через Церковь многоразличная премудрость Божия. Павел смиренномудро написал, что премудрость Божия сделалась известной Ангелам через Церковь, а не через него, ибо многоразличная премудрость Божия открывается через многих святых избранников Божьих. Но сам Павел неотделим от Церкви Христовой, а значит и через него в большой степени сделалась известной ангельским силам многоразличная премудрость Божия. Под многоразличной премудростью Божией Павел понимает дивное и непостижимое ни Ангелам, ни человекам Божье домостроительство, Божьи судьбы и Божье руководство, которое дивно и многоразлично проявляется в Его действиях, чудесах, явлениях, знамениях, откровениях и промышлении о разумновечных творениях Бога. Для проникновения в эту Божественную премудрость Бог избрал не Ангелов, а людей, как более близких к Богу по задуму и сотворению их Богом по Своему образу и подобию. Ведь именно люди призваны Богом стать Богами по благодати. Богоподобие, способность человека к богоподобию является большим преимуществом человека перед святыми Ангелами. Именно из-за этой уникальной способности людей падшие и злые духи особо ненавидят их. Они по своей гордости и зависти не могут простить Богу и нам нашего природного преимущества перед ними. Вот почему именно люди составляющие Церковь Христову получают от Бога откровения божественных тайн, уясняют их своим разумением и делают это известными для Ангельских сил на небесах. И это все осуществляется по предвечному определению Бога, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем. Именно Господь наш Иисус Христос, Который первым явил в Себе дивное сочетание Божественной природы и человеческой не падшей, но совершенной природы явился Главою Своей Церкви и Учителем Ангелов и человеков. Положив начало, Господь уступил избранным Им людям дело уяснения Его тайн и Его домостроительства, и через них сообщение этой премудрости Ангелам небесным.

 

12 в Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него.

Вот почему мы люди всем сердцем принявшие Христа и уверовавшие в Него имеем в Нем великое дерзновение к Богу и надежный доступ к Всевышнему через нашу веру во Христа.

 

13 Посему прошу вас не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава.

Объяснив изумительную тайну положения уверовавших во Христа людей и их преимущество перед святыми Ангелами, Павел просит своих современников и нас не унывать при виде его скорбей перенесенных ради нас. Здесь он указывает еще на одну дивную тайну скорбей переносимых ради Христа и ради благовествования. Оказывается эти скорби переносимые Павлом (или другим Божьим избранником и участником Божьего домостроительства) являются славой тех христиан, ради которых они переносятся. Таким образом благодать славы переносится через страдающего ради верных проповедника Евангелия на его слушателей и окормляемых им верных.

 

14 Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа,

Прибежище святого Божьего человека это смиренная молитва к Богу. Тем более она важна для служителя Слова Божьего и благовестника тайны Христовой. Ведь сопротивление сил зла против каждого избранного Богом служителя и проповедника огромно и проявляется в самых изощренных формах. Без Божьей помощи и поддержки служитель Христов не может ступить ни шагу. А ведь ему надо не просто идти, но совершать дело Божьего домостроительства и благовествования Евангелия Царствия и тайны Христовой.

Для получения силы и мудрости для успешного совершения этого великого и такого значимого для дела спасения людей служения Павел прибегает к самому верному средству – молитве к Богу Отцу. Он поставляет себя перед Отцом Небесным и повергается пред Ним на колени, показывая этим свое крайнее пред Богом смирение и великую нужду в Его помощи и заступлении. Он знает и понимает, что без благословения Отца Господа нашего Иисуса Христа невозможно совершать и совершить служение Иисусу Христу и Его Церкви. Сам Господь Иисус научил людей молиться Его Отцу молитвой «Отче наш». Но Павел не только повторял священные слова молитвы Господней, но и сам из своего благодатного сердца свободно изливал молитвы отражающие для Отца все его нужды. Он не описывал эти нужды во всех их подробностях и многоразличии, но лишь взывал от сердца: «Отче Святый, Ты все знаешь! Ты знаешь все мои нужды! Помоги мне совершить дело Твое! Защити меня от всякого зла! Научи меня, наставь, управь путь мой и благослови Твоим небесным Благословением! Даруй мне немощному силу от Твоей силы! Мудрость от Твоей мудрости! Благодать от Твоей благодати! Да угодно Тебе совершу я дело Твое во славу Твою! Аминь»!

 

15 от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле,

Здесь Павел показывает нам важную истину, что всякое отечество на небесах и на земле происходит от Отца нашего Небесного и Бога. Об этом же говорил и Сам Господь наш Иисус Христос: Мф.23, 9: «и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах».

Казалось бы простая и ясная мысль Господа, но об нее преткнулось множество лжетолкователей. Они увидели здесь не указание Христа на происхождение всякого отечества от Его Отца Небесного, но абсолютный запрет Бога людям называть различных отцов отцами. И этот ложно воспринятый запрет был возведен горе-мудрецами в качество непререкаемого догмата. Но эти несчастные напрочь забыли Писание, в котором Бог много раз употребляет слово отец в отношении земных людей, начиная с наименования Авраама (отца множества) и четвертой заповеди десятисловия о почитании отца и матери. Апостол Павел одной фразой выправляет возможное ложное понимание слов Христа, ставя неповторимость Отечества Отца Небесного Источником всякого другого отечества на небесах и на земле. Отец по сути и имени есть только один – Бог Отец, но от Него подобием отечества бывает много отцов по функции отцовства – рождать и опекать родившихся.

 

16 да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, 17 верою вселиться Христу в сердца ваши, 18 чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, 19 и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею.

Служитель Бога и Церкви Его не может молиться только о себе. Связанный любовью со своими духовными детьми, учениками, слушателями и всеми верными чадами Церкви он естественно начинает молиться о них также горячо, как и о себе, а то и более, чем о себе. О чем же просит Павел Бога в отношении своих чад? А просит он о том, чтобы Бог Отец дал им – каждому из них – по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке. Далее он прилагает прошение, чтобы в каждом его чаде верою вселился бы Христос в сердце! Далее он просит, чтобы каждый верный и все верные вместе были укорененные и утвержденные в любви, через неё соединились бы со всеми святыми в единый союз – Церковь – и в этом дивном союзе церковным разумом могли бы постигнуть что есть широта и долгота, и глубина и высота (кресто-четырехмерное измерение), и восхитившись премудростью Совершенного Бога смогди бы уразуметь превосходящую человеческое разумение любовь Христову и от этого исполнится всею полнотою Божиею! Какая дивная, мудрая и прекрасная молитва, и какая важная и насущная просьба!

Конечная цель любого обращенного к Богу через Христа человека есть исполнение всею полнотою Божиею. Но отдельно взятому человеку, даже самому совершенному и святому это невозможно. Исполниться всею полнотою может только дивное и изумительное создание Бога – Церковь Христова, Его чистая и непорочная Святая Невеста, которая пред Богом есть совершенный и особенный Богом созданный и принятый людьми союз множества любящих Бога и друг друга святых людей! Вот почему кажому из нас и всем нам верным надлежит прежде всего своим личным покаянным подвигом очиститься от всякой скверны плоти и духа, чтобы приготовить себя к жизни только по любви и в любви, а затем укорениться в любви, привившись к Лозе Христу и утвердиться в ней своей неотпадностью и невозвратностью к злобе и греху стяжанием в себе Духа Святого и уподоблением Христу. Но как можно по настоящему уподобиться Христу не имея Его в себе? Никак! Вот почему сперва каждому из нас надо посредством живой своей веры и призывания с верой имени Христа позволить Ему вселиться в свое очищенное покаянием Духоносное сердце. Только Христос живущий в каждом верном реально объединяет всех нас верных в Свое Святое и Божественное Тело союзом любви! Вот почему Церковь является именно Христовой, и мы – каждый из нас и все в одном с ним союзе - являемся Христовыми. Если призывание имени Христа делает нас Христовыми и вселяет Его в наше сердце, то Святая Евхаристия с причащением всею Церковью через уста каждого верного Пречистых Тела и Крови Христовых реально и божественно объединяет всех нас со Христом, а через Него и в Нем друг с другом в дивный, божественный союз любви, создавая дарованием Божественной Жизни жизнь и святолепную деятельность качественно нового Богочеловеческого Совешенного Организма – Церкви и коллективного Тела Христова! Вот почему Христос справедливо называл Себя жизнью для нас – нашей новой божественной церковной жизнью. Для имения этой жизни в себе Он призвал всех верных вкушать Его Тело и пить Его Кровь! Вот почему божественная Евхаристия есть основа жизни Церкви и в Церкви!

Но прежде вселения Христа в сердце верного он должен покаянным и скорбноносным трудничеством стяжать в своем сердце и всем естестве Духа Святого, и крепко (т.е. так, чтобы Дух Святой никогда не оставил его) утвердиться Духом Святым в своем внутреннем человеке – т.е. в душе. Вот об этом последовательно по порядку и просил Павел у Бога Отца для своих чад.

О пастыри Христовы и пастыри пастырей! Кто из вас внимал этой молитве божественного Павла и вслед ему также как он молился к Богу Отцу, прося у Него для своих духовных чад и подопечных то, что для своих просил Павел? А если вы так не молились и этого не просили, то чего удивляетесь, что ни у них, ни у вас самих нет ни всей полноты Божества, ни вселения Христа, ни вселения Духа Святого, ни любви, ни мира, ни покаяния, ни благодати Божией! Пустое – пустым! И оставлен ваш дом (который давно перестал быть Божьим) пустым от благодати Божией и всего божественного.

 

20 А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, 21 Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь.

А мы, последние из последних, немощные из немощных, ничего не значащие в мире сем верные Христу, разумея Кто действует в нас Своею силой, и что Он может сделать несравненно больше всего того, чего мы просим у Него или о чем мы только помышляем в себе не дерзая даже просить, Тому в Церкви во Христе Иисусе слава, слава, слава во все роды христианские и во все века и в вечности. Аминь.

 



Сайт отца Олега (Моленко)
 
© 2000-2016 Церковь Иоанна Богослова